Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников
Критерии готовности ребёнка к школе
Готовность к школе:
• физическая,
• нравственная,
• психологическая,
• мыслительная.
Физическая готовность
• Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам СанПин 2.42.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» в первые классы школ принимаются дети седьмого или восьмого года жизни по усмотрению родителей на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению.
• Обязательным условием для приема в школу детей седьмого года жизни является достижение ими к 1 сентября возраста не менее шести с половиной лет.
Нравственная готовность
• умение строить отношения с учителем;
• умение общаться со сверстниками;
• вежливость, сдержанность, послушание.
• отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки).
• Нельзя сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей. Нельзя принуждать ребенка работать на «оценку». Надо чаще хвалить своих детей, даже за малейшие успехи.
Психологическая готовность
• это твердое желание учиться, получать знания; понимание важности и необходимости учения; проявление выраженного интереса к получению новых знаний;
• это умение слушать учителя и выполнять его задания (отнюдь не всегда интересные);
• умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);
• это определенный уровень развития мышления, памяти, внимания.
Развитие школьно-значимых психологических функций:
• развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами);
• пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше - ниже, вперед - назад, слева - справа);
• координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);
• развитие логического мышления (способность находить сходства и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);
• развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут);
• развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом /слово - картинка либо слово - ситуация).
Мыслительная готовность:
• Наиболее важные показатели — это развитие мышления и речи.
• Очень полезно учить ребенка строить несложные рассуждения, выводы, используя слова: «потому, что»; «если, то»; «поэтому».
• Учите ребенка задавать вопросы. Это очень полезно. Мышление всегда начинается с вопроса. Нельзя заставить мысль работать, если просто сказать «подумай».
• Речь является основой, на которой строится учебный процесс. Особенно важно владение монологической речью. Для ребенка это пересказ. После чтения задайте ребенку несколько вопросов по содержанию, попросите пересказать.
• Особое внимание обратите на ориентировку в пространстве. Правильно ли ваш ребенок понимает и употребляет в речи предлоги и понятия: выше, ниже, на, над, под, снизу, сверху, между, перед., за, спереди от…, сзади от…, ближе, дальше, лево, право, левее, правее, ближе всего к…, дальше всего от… и т.д.
Важен не объем знаний ребенка, а качество знаний:
• Важно учить не читать, а развивать речь. Не учить писать, а создавать условия для развития мелкой моторики руки.
• Для полноценного развития дошкольнику необходимо общаться со сверстниками, взрослыми, играть в развивающие игры слушать чтение книг, рисовать, лепить, фантазировать.
• Чем больше ребенок будет причастен к подготовке к школе, обсуждению будущего, чем больше он будет знать о школе, о новой жизни, тем легче ему будет лично в нее включиться.
• Уже сейчас постарайтесь очень постепенно режим дня вашего малыша соотнести с режимом дня школьника.
• Чтобы ребёнок умел слышать учителя, обращайте внимание, как он понимает ваши словесные инструкции и требования, которые должны быть чёткими, доброжелательными, немногословными, спокойными.
• Не пугайте ребёнка будущими трудностями в школе!
• Перед школой и во время учёбы проверяйте зрение и слух ребёнка.
Подготовка к чтению:
• 6-7 летний малыш должен знать все печатные буквы алфавита, но многие могут слитно читать слоги, а некоторые - и целые тексты.
• Несмотря на такую разную подготовку, все дети устают от процесса чтения очень быстро. Чередуйте это занятие с отдыхом. Пусть ребёнок "погримасничает" перед зеркалом, произнося чётко и громко звуки, отдельно и плавно. Это развивает артикуляционный аппарат.
Подготовка к письму:
• ручку ребёнок должен брать правильно и разогретыми пальцами.
Раскраски замените обведением по трафарету и штриховкой. Линия должна быть направлена сверху вниз, справа налево, а если она кривая, то против часовой стрелки. Расстояние между линиями 0,5 см - это основной принцип нашего письменного алфавита.
Запомните, дети также устают от этих занятий, как и от чтения.
Подготовка к грамматике:
• ребёнок может легко выделить в слове заданный звук, назвать в слове все звуки по порядку.
Не путайте букву со звуком! (Звук мы слышим, букву пишем.)
В тексте он так же может назвать количество предложений. Он умеет отвечать на вопросы "кто", "что" и сам их задавать.
То есть 6-7 летний ребёнок способен расчленить речь на отдельные грамматические единицы.
Поощряйте его умение наблюдать, сравнивать, исправлять, уточнять свою речь. Общайтесь с ним!
Подготовка к математике:
• успешность в этом предмете зависит от освоения и умения двигаться в трёхмерном пространстве.
Поэтому помогите ребёнку свободно владеть такими понятиями: "вверх-вниз", "вправо-влево", "прямо, по кругу, наискосок", "больше-меньше", "старше-моложе", "горизонтально-вертикально" и т.д., объединять предметы в группы по одному признаку, сравнивать, владеть счётом в пределах 10.
Запомните:
• При подготовке к школе вы должны оставаться для вашего ребёнка любящим и понимающим родителем и не брать на себя роль учителя!
Ребёнок охотно делает только то, что у него получается, поэтому он не может быть ленивым.
• Постарайтесь достижения ребёнка не сравнивать ни со своими, ни с достижениями старшего брата, ни одноклассников (не озвучивайте это при ребёнке, даже если они в его пользу!).
• Ваша любовь и терпение будут служить гарантом уверенного продвижения в учёбе для вашего малыша.